CLEANING FORUMСтатьи — Что такое "чистота"?

Что такое "чистота"?

«Они прошли сквозь зрительный зал, где две бодрые старушки возили по грязному полу грязными тряпками, периодически окуная их в ведра с грязной водой. Такие старушки живут во всех мирах и во всех временах. Некоторые маги даже подозревают, что это вовсе не люди, а феи чистоты, особая порода существ, которые появляются на свет уже немолодыми, с тряпкой и ведром в руках. Их отличительными особенностями являются секретные фразы и обычаи, по которым они опознают себе подобных. — Ходют тут всякие… — произнесла одна старушка… » Сергей Лукьяненко. «Недотепа»

Сегодня целая отрасль занимается тем, что наводит и поддерживает чистоту. У многих клининговых компаний в контракте так и написано: «Чтобы было чисто!». 

А как это — «чисто»? Что такое «чистота»? Как и чем ее измерить? «Сегодня чище, чем вчера» — а кто, как, и по каким критериям это определил?

Ну что ж, для начала попробуем разобраться, что же такое ЧИСТОТА?

С точки зрения клининговой отрасли можно рассматривать три составляющие понятия «чистота».

  1. Чистота с эстетической точки зрения
  2. Чистота с бактериологической точки зрения
  3. Чистота с точки зрения эксплуатации поверхностей.

 1. Эстетическая составляющая.

Очень часто именно эстетическая составляющая является единственным фактором, определяющим понятие «чистота».

Архитектор — проектирует здание. Дизайнер – подбирает интерьер. Производитель – изготавливает покрытия, материалы, мебель. Все они, в конечном итоге, стремятся создать красивое, уютное, практичное помещение. Что нарушает целостность восприятия такого помещения? Грязь, мусор, пятна, следы, ржавчина, разводы, царапины – все, что изменило внешний вид покрытий и изделий. Блестящий, отполированный мраморный пол, прозрачное, без разводов окно или равномерный, опрятный ковролин делают помещение красивым, приятным для взора. Именно таким его создавали  многие специалисты из разных отраслей. Красивое, чистое помещение, это даже где-то сродни искусству.

Поэтому такие идеально чистые полы используют в рекламе различных заведений. Например, привлекая посетителей в ресторан, завлекая текстами про эксклюзивную кухню и именитого повара, на рекламном проспекте никогда не будет изображен  грязный, неухоженный пол или немытая посуда. Хотя, вроде, никакой прямой связи между вкусными блюдами и чистыми полами нет. Или на рекламе магазина, привлекающего новой коллекцией, на фотографии торгового зала пол будет обязательно чистым. Это аксиома — грязь меняет внешний вид пола (как и других поверхностей) и может стать отталкивающим фактором для потенциальных посетителей. В ходе открытия объектов и проведения рекламных акций это правило вспоминают и активно используют. Однако в повседневной жизни, зачастую, все бывает совсем наоборот, но это уже тема другой статьи.

Итак, именно благодаря эстетической составляющей, посетители, владельцы недвижимости и специалисты по уборке определяют грязно в помещении или нет. Потеря блеска, потемнение или осветление различных участков, неравномерность окраски, появление «узоров» и расцветок, не предусмотренных начальным дизайном – вот критерии, определяющие во многих случаях чистоту помещения. Как иногда упрощенно называют грязь – «это то, что находится не на своем месте»

Директор отправляет уборщицу мыть пол тогда, когда, по его мнению, пол изменил свой внешний вид. Когда в гостинице посреди коридора растопчут печенье, горничную обязательно отправят пропылесосить там. Ржавчину на унитазе начинают отмывать тогда, когда понимают, что рыжая полоска не вписывается в идеально белый фон изделия… Вроде бы все правильно. Когда изменился внешний вид поверхности, нужно убрать то, что меняет этот вид. На этом принципе основывается большинство мнений по поводу «чисто» или «грязно».

Но достаточно ли только такого толкования понятия «чистота»?

2. Микробиологическая составляющая.

«Чистота – залог здоровья» — лозунг, который мы слышим практически с пеленок. И это действительно так. Там где грязь, там всегда есть плодородная среда для развития многочисленных микроорганизмов, большая часть из которых, является возбудителями различных болезней.

Бактерии настолько малы, что их наличие на поверхности невозможно увидеть невооруженным взглядом. То есть, присутствие бактерий не влияет на «эстетическое восприятие» поверхности или помещения. Но грязь мы видим без всяких приспособлений. А значит, раз есть грязь, то есть и бактерии живущие в ней. Значит, чтобы убрать бактерии нужно, в первую очередь, убрать грязь. В процессе правильной уборки так же частично удаляется и летающая пыль, которая не оседает на поверхностях, но все равно является разносчиком микрофлоры.

Думает ли мама маленького ребенка, с которым она зашла в магазин, что простая грязь на немытых (или плохо вымытых) полах может быть смертельно опасной? Думает ли директор магазина, экономящий на уборке, что подвергает всех своих покупателей серьезному риску? Думает ли сотрудник, занимающийся уборкой, о том, что от качества его работы зависит здоровье сотен или даже тысяч человек?  Думает ли владелец недвижимости о том, что чистота это не только приятный внешний вид помещений и хорошее настроение сотрудников и посетителей, но и залог эпидемиологической безопасности.

О необходимости дезинфекции и возникающими в связи с этим проблемами можно писать и писать, статью за статьей. Нам же, в рамках этой статьи, необходимо просто запомнить: есть грязь – есть вредные микроорганизмы, нет грязи – количество таких микроорганизмов сведено к минимуму. То есть, правильно организованная и регулярно проводимая уборка не только улучшает внешний вид помещения, но и заботится о здоровье населения.

А ведь кроме микробов и бактерий есть еще и такие «вредители», как споры грибов, которые тоже появляются чаще всего там, где нет надлежащей уборки. Тут, кроме вреда для здоровья человека, существует еще и риск преждевременной порчи покрытий. Например, черная плесень, при длительном нахождении, в состоянии испортить даже бетон. И мы не забываем, что плесень и микробы — это вечные спутники грязи. Вместе с удалением грязи мы минимизируем риски образования любой нежелательной микрофлоры.

3. Эксплуатационная составляющая

Но и «эстетическая» составляющая, и «микробиологическая», не раскрывают в полной мере всех проблем возможных при плохой уборке помещений. Ведь одним из немаловажных факторов является «эксплуатационная» составляющая, о которой почему-то мало кто задумывается.

С эстетической точки зрения, грязь убирают тогда, когда она становится заметной, и мы можем понять, что есть грязь, потому что мы ее видим. Для того чтобы проконтролировать наличие микробиологических вредителей существуют специальные службы и, иногда, уборка делается не ради реального результата, а «чтобы пройти проверку».

Но чистота, с эксплуатационной точки зрения, не видна. Ее нельзя потрогать, увидеть или измерить. Но только до тех пор, пока она не проявит себя сама. Однако когда это произойдет, делать уборку уже будет поздно, так как потребуются либо реставрационные работы, либо замена покрытий.

Дело в том, что любая грязь содержит в себе элементы, оказывающие разрушающее воздействие на поверхность, на которой она находится. И чем дольше грязь на поверхности, тем быстрее эта поверхность «износится».

Самый простой и доступный пример – песок. Попадая в помещение на подошвах посетителей, песок задерживается на поверхности пола и начинает царапать его. На многих материалах, таких как мрамор, паркет, ламинат, линолеум, последствия попадания песка становятся заметны буквально через несколько месяцев, а иногда и недель. Даже такой твердый камень, как гранит, подвержен истиранию и образованию «трафиков» в случае попадания на него песка, только процесс этот будет несколько дольше, чем, например, на мраморе. Да и ковролин на полу быстрее теряет свой внешний вид, в том числе и от того, что песчинки, находящиеся в основании ворса, постепенно подрезают ворсинки и, таким образом, способствуют более быстрому образованию «протоптанных дорожек».

Аесли учесть, что грязь – это многокомпонентные растворы, то легко можно представить себе попадание на напольные поверхности любых агрессивных веществ. Даже то, что в обычной жизни нам кажется безвредным и безопасным, например соки и вина, на самом деле являются, в большинстве своем, кислотами и при разлитии на некоторые поверхности приводят к разрушающим последствиям. Хотите пример? Пожалуйста! При попадании кислых жидкостей (вина, соков, уксуса, колы) на мрамор или другие известьсодержащие материалы, происходит разрушение верхнего слоя, после чего поверхность, как минимум, теряет свой блеск, как максимум, становится шероховатой. Исправить эту ситуацию можно только с помощью гораздо более дорогостоящих процедур, чем обычное мытье полов. И чем дольше загрязнение находится на поверхности, тем более разрушительные последствия возможны.

Таким образом, в помещениях, где уборка проводится нерегулярно и некачественно, износ напольных поверхностей происходит значительно быстрей. Как показывают расчеты, расходы на замену полов значительно превосходят расходы на их правильную уборку. И народная мудрость «Скупой платит дважды», в данном случае как нельзя лучше описывает ситуацию. Ведь сэкономив на правильной уборке, владелец недвижимости потратит гораздо больше средств на замену пришедших в негодность покрытий.

И речь идет не только о полах. Сантехника, мебель, стены, окна, элементы дизайна – загрязняется все, следовательно, все нуждается в регулярной очистке. И чем своевременней и профессиональней такая очистка будет произведена, тем дольше поверхности прослужат, и все время своей эксплуатации будут радовать своим отличным эстетическим видом и быть бактериологически безопасными.

ТАРАС ДУДАРЬ

журнал "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УБОРКА", №2, 2014

 

11.04.2024

Команда бренда Tork рассказала о новом инструменте для расчета бюджета на гигиеническую продукцию

В Москве 29 марта прошел деловой завтрак, организованный Ассоциацией «Объединение административно-хозяйственных профессионалов» совместно с брендом Tork. Эксперты бренда рассказали о гигиенических решениях Tork и полезных сервисах для специалистов АХЧ, включая новый инструмент для расчета затрат на профессиональную гигиеническую продукцию для разных объектов.

09.04.2024

Бренд Tork расширяет ассортимент протирочных материалов российского производства

Бренд Tork компании «Эссити» представляет три новых артикула протирочных материалов российского производства — Tork нетканый протирочный материал в рулонах в белом и бирюзовом цвете, а также Tork однослойные протирочные бумажные полотенца в рулоне. Новые продукты универсальны и позволяют решать целый комплекс задач в ресторанах, на пищевых и непищевых производствах, в медицинских учреждениях, в офисах и других общественных местах.

Все новости
29.05.2023

Обзор: как устроен рынок комплектующих для поломоечных машин

Современная технология уборки зданий и помещений уже не представляется возможной без использования поломоечных машин. Они обеспечивают быстрое и качественное уборочное обслуживание, помогают экономить время и силы работников, которые занимаются уборкой. Однако, как и у любой техники, у таких машин есть свои комплектующие, которые нуждаются в периодической замене или обслуживании. Рассмотрим, как устроен рынок комплектующих для поломоечных машин.

01.08.2022

УБОРКА ПО-НОВОМУ Как изменился клининг и что нас ждет в будущем

За последние годы произошел пересмотр многих представлений об эпидемиологической безопасности. Клининг, оказавшийся в центре изменений, отреагировал на них максимально оперативно, внедрив новые стандарты уборки. Какие тренды господствуют на рынке сейчас и что ждет нас в будущем?

Все статьи