CLEANING FORUMСтатьи — Эргономика в клининге

Эргономика в клининге

В каждой профессии есть свои виды профессиональных заболеваний. Для ра­ботающих в сфере клининга наиболее характерны болезни суставов, позвоноч­ника и сердечно сосудистой системы, связанные с физическими нагрузками, а также заболевания легких и носоглотки, вызванные работой с химическими препаратами. Интересно, что в повседневной жизни (дома, на работе, при за­нятиях спортом и т.д.) каждый из нас в течение года перемещает в среднем до 7 тонн – это вес металлических конструкций Эйфелевой башни. А клинерам вви­ду специфики профессии приходится поднимать значительно больше. Напри­мер, уборщики мусора за рабочий день делают более 300 наклонов и поднимают около 400 кг.

Представляя свою продукцию на рынке, производители (про­давцы) часто в качестве досто­инства указывают на ее эргономич­ность. Что это за свойство и важно ли оно для покупателя? В какой степени это распространяется на клининго­вый рынок?

Начнем с определения, которое дает Большая советская энциклопе­дия. Эргономика – научная дисципли­на, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных услови­ях его (их) деятельности в современ­ном производстве.

Эргономика сформировалась на стыке наук: психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психо­логии, анатомии и ряда технических наук. При проектировании новой и модернизации существующей техни­ки особенно важно заранее и с мак­симально доступной полнотой учи­тывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользовать­ся. Основной объект исследования эргономики – система «человек и машина».

Особенности нагрузок в клининге

Как уже сказано, физические нагрузки в клининге особенно высоки. Поэтому необходимо принимать меры, которые минимизируют возможность возник­новения профессиональных заболе­ваний. Согласно статистике, от болей в спине страдает более 80% населения. Предприятий, где не было бы сотруд­ников с заболеваниями спины, просто не существует. Под названием «боли в спине» скрывается около 100 различ­ных заболеваний. И все они снижают работоспособность либо приводят к временной нетрудоспособности со­трудника, что ведет к реальным уве­личениям затрат компании, учитывая, что заработная плата составляет зна­чительную часть этих затрат.

Чтобы защитить работников от профессиональных заболеваний, нуж­но правильно обеспечить их обучение и подготовку, а также правильно по­добрать им орудия труда. Но и сам работник должен заботиться о своем здоровье. Если он сам не соблюдает основных правил, то никакие, подчас очень дорогостоящие, вложения в эр­гономичный инвентарь не принесут результата.

Какие факторы нужно учесть при подготовке персонала и как обеспе­чивать контроль за соблюдением пра­вил труда? Есть несколько правил, не относящихся конкретно к какой-либо операции, а являющихся общими для всех. Во-первых, не носить обувь на высоких каблуках; во-вторых, не на­девать узкую одежду, затрудняющую движения; в-третьих, не находиться длительное время в неестественной позе или в позе, создающей напряже­ние на позвоночник или группу мышц; в четвертых, не находиться долго в наклонном положении.

Отметим, что у работающих в кли­нинге (по данным анкетирования, проведенного компанией Vikan в Да­нии):

•   затылок и плечи испытывают в 3 раза большую нагрузку, чем у обычных людей;

•   спина на 62% больше подвержена нагрузкам;

•   усилия, прилагаемые кистями и за­пястьями, в 3 раза больше, чем в других профессиях.

В результате количество пропу­щенных по болезни дней у уборщи­ков в 4 раза выше, чем в других про­фессиях. Ошибки, которые совершает клинер в процессе уборки и которые негативно влияют на его здоровье, по­может выявить таблица.

Для минимизирования отрицатель­ного воздействия нагрузок на орга­низм и их правильного распределения на группы мышц необходимо соблю­дать следующие простые правила:

•   Ширина рабочей зоны уборки за­висит от вашего телосложения, в среднем она не должна превышать 120–150 см; таким образом, на­грузка на мышцы спины миними­зируется.

•   Во время работы со шваброй ведущей должна быть рука, держащая ручку снизу, рука сверху только легко захватывает рабочий ин­струмент.

•   Работайте ритмично с равномер­ными движениями.

•   Принцип движения – плавный, буквой S, лицо обращено вперед, хорошая осанка, смена рук по ходу работ

•   Правильный захват ручки, регули­рование длины.

•   Избегайте однообразных движений.

•   Работайте активно (шея, плечи, мышцы рук).

•   Расслабьте мышцы во время работы еще до того, как они почувству­ют усталость.

•   Избегайте длительных повторяющихся дви­жений в запястье и локтях.

•   Избегайте повторяю­щегося растяжения мышц плеча.

•   Во время работы чередуйте руки, периодиче­ски давая им отдых.

•   Держите швабру то слева, то справа от себя.

•   Во время работы держите спину прямо, пле­чи расслабленно.

•   При возможности про­тирайте пыль сидя, это одновременно и не­большой перерыв, и вы увидите протираемую поверхность с точки зрения клиента.

•   Используйте небольшую разминку мышц после тяжелой рабо­ты. Не забывайте об упражнениях в пере­рыве, используйте руч­ку швабры.

•   Обратите внимание на обувь, в которой вы работаете: на форму стельки (особенно на пятку), удобную ре­гулировку плотности, воздухопроницаемость материала, амортиза­цию подошвы, возмож­ности чистки.

Рекомендуется 80% уборки выполнять с по­мощью специального инвентаря или моющих средств, они специально разработаны для решения конкретных клининговых задач, а значит, позволят быстрее и с наименьшими затратами убрать поверх­ности.

Наиболее распространенные недомогания клинеров и их причины

Симптом

Причина

Мышцы плечевого и грудного отделов напрягаются и болят

Слишком длинная ручка рабочего инструмента

Сутулость вперед дает нагрузку на мышцы поясницы и бедер

Слишком короткая ручка рабочего инструмента

Поясничный отдел чрезмерно напрягается, шейно-грудной отдел напряжен

Уборка поверхностей без опоры

Руки немеют

Например, уборка пыли сверху при поднятых руках

Боли в пояснице

Неподходящая обувь

Перенапряжение в запястьях и локтях

Недостаток движения

Нагрузка/перегрузка тела

Работа с неудобной стороны, излишнее сжатие инструмента, непод­ходящий метод уборки

Клининг и прогресс

Проблемы эргономики решают­ся коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, ги­гиенисты, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекто­ры, инженеры. Простой, казалось бы, моп создается на основании расчетов оптимальной длины ручки в зависимости от роста работника, подвижности крепления полотна для удобства и разнообразия дви­жений. При создании различного инвентаря исходят из того, что не­обходимо минимизировать такие движения, как наклоны, приседа­ния, повороты корпуса, длительное поднятие рук и запрокидывание головы, сжимание кистей рук и изгиб запястий при работах, свя­занных с отжимом. Все это учиты­вается при создании новых мопов, телескопического инвентаря, теле­жек (особенно в части отжимов и колес), контейнеров и мешков для мусора (в части удобства ручек для захвата и подъема тяжестей), ин­вентаря для мойки стекол (чтобы по возможности менять руки в про­цессе работы). Что касается разра­ботки новых моделей уборочных машин, то здесь в первую очередь стремятся к снижению вибрации, уровня шума. Панели управления должны удобно располагаться и не требовать наклонов. Толкаемые машины не должны требовать боль­ших усилий для их передвижения.

Поскольку эргономика – это на­учное изучение условий труда и в ее задачи входит следить за тем, чтобы рабочие места, методы рабо­ты, используемый инвентарь гар­монично сочетались с анатомией человека, дальновидные руководи­тели КК давно включили ее в свои программы для менеджмента.

В конечном счете эргономика – это оптимизация затрат и экономия в работе клининговых компаний.

При подготовке данной статьи частично использо­валась  информация из учебного пособия "L’ergonomie dans le nettoyage", автор Eric Decabooter, kinesitherapeute – ergonome (кинезитерапевт – специалист по эргономике).

Ирина Лебедева, журнал «Клининг» № 1 (32)

КОММЕНТАРИИ

19.03.2015/11:52

Алла Николаевна . 

Уважаемые коллеги! Обратите внимание на то. что в статье есть рекомендации как минимизировать отрицательный эффект нагрузок с помощью конкретных простых правил пользования инвентарем. Причем эти правила применимы не только к дорогому инвентарю. Что касается затыкания дырок...есть объекты на которых люди работают годами. Причем остаются работать даже при смене заказчиком клининга.

19.03.2015/11:16

D.A . 

Бардак на рынке с приходом кризиса и ужесточением миграционного законодательства в обозримой перспективе никуда не денется. Сейчас большинство клининговых компаний занимается затыканием дырок в штатном расписании, а не клинингом.

19.03.2015/10:39

Ирина Лебедева . 

Очень узкий подход к проблеме. Даже если вы не оплачиваете больничный, нужно либо ставить замену, либо увеличивать объём работ другому сотруднику, что неизбежно отразится на качестве и производительности. Работник с больной спиной, плечевыми суставами или ногами будет работать медленнее, значит, надо ставить больше людей или искать новых, которых нужно обучать, а это потеря времени и опять же денег. Пока хватит, хотя есть и другие аспекты. Экономия - это не арифметика начальной школы.
И ещё: мы пишем об эргономике, а не о том бардаке, который пока царит на нашем рынке. Всё равно придётся приходить к цивизованным способам работы. А для оплаты существует страховка, которая пока не действует, но будет вынуждена действовать.

Добавить комментарий


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

15.11.2018

Программа выставки CleanExpo 2018

В этом году команда 20-й Международной выставки CleanExpo Moscow | PULIRE подготовила обширную деловую программу - уникальное сочетание конференций, презентаций, дискуссий и демонстраций продукции, в которых примут участие более 1 000 ведущих экспертов и специалистов индустрии чистоты.

13.11.2018

Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе

Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное дополнение, а необходимое условие продуктивности. Так как все больше компаний используют открытую планировку офисов, люди начинают взаимодействовать более тесно, пользоваться одними и теми же предметами и техническими устройствами, а потому сталкиваются с большим количеством рисков в отношении гигиены, чем раньше. Поскольку многие люди (особенно представители младшего поколения) начинают более осознано относиться к своему здоровью, чистое и безопасное рабочее пространство становится важным условием привлечения новых и удержания имеющихся сотрудников.

Все новости
17.03.2017

В Москве власть, бизнес и общественность обсудят самые острые экологические проблемы

20-21 марта в Москве в рамках проведения Года экологии в России состоится VIII Международный форум «Экология». Работу форума курирует первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев, который возглавляет Общественный совет организатора мероприятия - АНО «Общественный форум «Экология».

12.08.2016

Клининг Выставка Сочи

Специализированная выставка оборудования, материалов и технологий для профессиональной уборки, санитарии, стирки и химической чистки.

Все события