CLEANING FORUMСтатьи — Осторожно: заказчик!

Осторожно: заказчик!

Несмотря на все кризисы, психологические барьеры и иные препоны, клининг продолжает развиваться, охватывая своими услугами все больше различных областей – от жилого фонда до крупной промышленности. Однако условия затяжного кризиса заставляют постоянно искать все новые и новые пути снижения затрат. Бизнес есть бизнес, он обязан приносить прибыль. Итак, постоянная головная боль клининговой компании – как снизить затраты, сохранить качество и получить прибыль.
Но у каждой сделки есть две стороны: заказчик и исполнитель. Заказчик озабочен точно такими же проблемами – как снизить стоимость контракта и при этом получить качественную услугу. Казалось бы, все нормально, это естественный процесс. А на практике оказалось, что все не так уж безоблачно чисто.

Неполезные «полезные советы»
В одном вполне уважаемом издании руководитель службы закупок российского отделения некой очень крупной международной компании делится с коллегами по административно-хозяйственной деятельности своим опытом по заключению договоров с клининговыми компаниями. Наверное, за дельные, юридически грамотные и обоснованные экономичные советы могли бы поблагодарить и хозяйственники, и клинеры. Ан нет. Наряду с вполне разумными, но общими и хорошо известными рекомендациями упор делается на то, как сэкономить на договоре в ущерб исполнителю.

Рассмотрим некоторые «полезные советы»

Подготовка техзадания. Прежде всего, заказчик для объявления тендера или просто выбора исполнителя должен составить техзадание. А если он этого никогда раньше не делал и не очень хорошо понимает, как это правильно сделать? Вот совет № 1: выбрать пяток компаний примерно одинакового уровня, пригласить по очереди на объект, расспросить, как строится их производственный процесс, попросить письменно представить свои предложения, включая необходимое оборудование и материалы, затем сравнить предложения и составить свое техзадание, которое затем и ляжет в основу тендера. Приведу парочку цитат: «Если таких знаний нет или вы в них не уверены, для решения этой задачи стоит привлечь внешнюю экспертизу. Ее можно как приобрести, так и просто «взять» у поставщиков, причем совершенно бесплатно. Наверняка найдется кто-то обладающий нужными вам знаниями и желающий ими поделиться». Техзадание «на халяву» составлено, уже использованные компании свою миссию выполнили.

Следующий этап – выбор участников тендера. Предлагаемые принципы допуска таковы:
- потенциальный участник должен безоговорочно принять формы техзадания и договора с заказчиком; если он с ними не согласен или хочет что-то изменить, то к тендеру не допускается;
- поставщик должен принять на себя стоимость расходных материалов по фиксированной цене, и при этом категория расходников не должна быть ниже утвержденной, а при изменении рыночной цены он обязуется оставаться в той же категории, не уходить на категорию ниже и не экономить; иначе он к тендеру не допускается. Например, если в контракте заложена двуслойная туалетная бумага, то исполнитель не имеет права переходить на однослойную даже в случае резкого повышения цены;
- исполнитель должен руководствоваться подготовленными заказчиком требованиями к персоналу – без принятия этих правил сотрудничество будет невозможно.
Таким образом, заказчик еще на этапе подготовки тендера и выбора участников apriori ставит исполнителя в отношения хозяин/подчиненный. Не будучи профессионалом, он заведомо предупреждает, что будет диктовать условия и «торг здесь неуместен».

Выбор исполнителя. Участники тендера отобраны, отсеяны все, у кого разброс цен превышал 20%, выбрано три компании, с которыми заказчик продолжает проводить политику снижения цен, предлагая использовать для этого следующие методы:
1. «Негоциировать (вести переговоры) контракт блоками». По его мнению, консолидация объемов позволит пересмотреть стоимость услуг в сторону ее значительного понижения.
2. Предложить заключение долгосрочного договора на условиях снижения цены на 3% ежегодно. Якобы это соответствует европейской практике. При этом автор замечает: если исполнитель на такие требования не согласен, то это свидетельствует о том, что его компания либо не уверена в своих силах, либо не умеет считать себестоимость.
Это ничего, что заказчик начинает себе противоречить, так как на предыдущих этапах он уже обсудил техзадание и отсеял не устраивающие его по цене компании, а также навел справки о претендентах и все же умудрился отобрать то ли неуверенных в себе, то ли не очень грамотных.
N.B. Ссылаясь на европейскую практику, заказчик явно не знает, что в европейских странах клининговые компании обязательно входят в ассоциации и имеют свои профсоюзы, где действуют жесткие нормы минимальной оплаты труда, продолжительности рабочего дня и еще множество норм, правил и ограничений, которые не являются предметом данного обзора, но не позволили бы заказчику так легко относиться к вопросам оплаты клининговых услуг.
3. Использовать метод таргет-цены, то есть целевой стоимости. В чем, по мнению заказчика, он должен заключаться? После того как стороны уже выровняли цены, заказчик резко снижает стоимость контракта и дает один день на размышление. Та компания, которая максимально приблизится к этой цене, и выиграет тендер.
Далее чудеса продолжаются. Допустим, исполнитель все же пошел на заключение долгосрочного договора с ежегодным понижением его стоимости и по таргет-цене. Оказывается, это не дает ему никаких гарантий. Если вдруг заказчику уменьшают бюджет на следующий год, то он просто заявляет исполнителю, что денег больше нет. «Хотите работать за меньшую сумму – работайте, а на нет и суда нет».

Есть ли будущее у такого взаимодействия
Статья, которую мы здесь пытаемся проанализировать, называется «Клининг по оптимальной цене». Видимо, именно поэтому автор сосредоточил свое внимание исключительно на финансовой стороне вопроса, обойдя проблему соотношения цены и качества. Поставив изначально клининговую компанию в положение на все согласного просителя, которому не дозволено обсуждать техзадание и условия договора, иначе она сразу становится неугодной, заказчик тем самым не допускает и мысли, что при таком отношении опытный и профессиональный исполнитель может отказаться иметь с ним дело. И придется такому заказчику довольствоваться услугами на все согласных компаний, а тут уж не до качества.
Думаю, мораль этого опуса очевидна: до тех пор, пока заказчик будет относиться к клинингу цинично и высокомерно, ни о каком партнерстве и качестве услуг и речи быть не может.

Олег Попов, генеральный директор Cristanval

К сожалению, экономический кризис проявляет в людях порой не самые лучшие качества. Там, где раньше были партнерские и деловые отношения, теперь есть только желание любой ценой сэкономить на подрядчике. Заказчики с все большей легкостью выставляют огромные штрафы, а прилежные клиентоориентированные клинеры не понимают, как с этим бороться, и соглашаются на любые самые несправедливые условия.
О том, что профессия уборщика непрестижная, известно, а сейчас и руководство клининговой компанией стало, мягко говоря, непрестижным, потому что клиент тебя не уважает, да и мы сами себя не ценим. Еще в начале года я выступил с инициативой объединиться и сделать общедоступную базу клиентов-неплательщиков и менеджеров, которые были уличены в воровстве. Тогда мой призыв остался гласом вопиющего в пустыне, но, может быть, сейчас коллеги наконец поймут, что только вместе мы сможем пережить кризис и не потерять никого из собратьев? Еще раз призываю делиться информацией и общаться!

Ирина Лебедева, журнал "Клининг"

материал любезно предоставлен автором

КОММЕНТАРИИ

10.05.2016/05:31

Клинёр . 

"Консолидированный объем позволяет понизить стоимось" а за счет чего? Если за счет экономии в уборочной технике- так она посто быстрей выйдет из строя и придется покупать новую. Если за счет управленческого персонала объеденяя и давая большую нагрузку, то тут тоже не так однозначно. Справятся ли управленцы с большим объемом не в ущерб качеству??? Профессиональная уборка имеет свою "объективную" цену, ниже которой идет не клининг, а уборщинг

29.04.2016/10:15

Чистяков Анатолий 

Если объект под уборку большой, то многие заказчики не принимают коммерческие предложения тех клининговых компаний, которые не приезжали на осмотр.

22.04.2016/11:58

Алла Николаевна . 

Здравствуйте коллеги! "снижение контракта на 3%ежегодно"...это возможно лишь при отсутствии колебаний курса и если не обновлять парк техники, а работать на амортизированной. Но и это приведет к плохим последствиям- мы вынужденно понемногу повышаем зарплаты уборщиц/дворников. Обычно стараемся в договор включать пункт об автоматической пролонгации и повышении стоимости 5-10%. Не со всеми заказчиками это проходит, но стараемся делать так.

Добавить комментарий


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

20.03.2019

Компания Essity вновь примет участие на выставке METRO EXPO 2019

Международная компания Essity,производитель товаров для гигиены и здоровья,20-23 марта представит свою продукцию в сегментах средств личной гигиены, потребительской бумажной продукции и средств профессиональной гигиены на ежегодной выставке METROEXPO 2019 – крупнейшей площадке для развития малого и среднего бизнеса.

18.03.2019

Tork: в 20 лет все только начинается

Торговая марка Tork отмечает 20-летие в России. За эти годы на российских фабриках компании Essity были запущены две линии по производству профессиональной бумажной гигиенической продукции Tork, на российском рынке появились более  270 наименований продуктов для гигиены в офисах, ресторанах, отелях, медицинских и образовательных учреждениях, на промышленных предприятиях. А сам бренд стал одним из лидирующих в сегменте профессиональной гигиены.

Все новости
17.03.2017

В Москве власть, бизнес и общественность обсудят самые острые экологические проблемы

20-21 марта в Москве в рамках проведения Года экологии в России состоится VIII Международный форум «Экология». Работу форума курирует первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев, который возглавляет Общественный совет организатора мероприятия - АНО «Общественный форум «Экология».

12.08.2016

Клининг Выставка Сочи

Специализированная выставка оборудования, материалов и технологий для профессиональной уборки, санитарии, стирки и химической чистки.

Все события