В каждой профессии есть свои виды профессиональных заболеваний. Для работающих в сфере клининга наиболее характерны болезни суставов, позвоночника и сердечно сосудистой системы, связанные с физическими нагрузками, а также заболевания легких и носоглотки, вызванные работой с химическими препаратами. Интересно, что в повседневной жизни (дома, на работе, при занятиях спортом и т.д.) каждый из нас в течение года перемещает в среднем до 7 тонн – это вес металлических конструкций Эйфелевой башни. А клинерам ввиду специфики профессии приходится поднимать значительно больше. Например, уборщики мусора за рабочий день делают более 300 наклонов и поднимают около 400 кг.
Представляя свою продукцию на рынке, производители (продавцы) часто в качестве достоинства указывают на ее эргономичность. Что это за свойство и важно ли оно для покупателя? В какой степени это распространяется на клининговый рынок?
Начнем с определения, которое дает Большая советская энциклопедия. Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве.
Эргономика сформировалась на стыке наук: психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. При проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. Основной объект исследования эргономики – система «человек и машина».
Особенности нагрузок в клининге
Как уже сказано, физические нагрузки в клининге особенно высоки. Поэтому необходимо принимать меры, которые минимизируют возможность возникновения профессиональных заболеваний. Согласно статистике, от болей в спине страдает более 80% населения. Предприятий, где не было бы сотрудников с заболеваниями спины, просто не существует. Под названием «боли в спине» скрывается около 100 различных заболеваний. И все они снижают работоспособность либо приводят к временной нетрудоспособности сотрудника, что ведет к реальным увеличениям затрат компании, учитывая, что заработная плата составляет значительную часть этих затрат.
Чтобы защитить работников от профессиональных заболеваний, нужно правильно обеспечить их обучение и подготовку, а также правильно подобрать им орудия труда. Но и сам работник должен заботиться о своем здоровье. Если он сам не соблюдает основных правил, то никакие, подчас очень дорогостоящие, вложения в эргономичный инвентарь не принесут результата.
Какие факторы нужно учесть при подготовке персонала и как обеспечивать контроль за соблюдением правил труда? Есть несколько правил, не относящихся конкретно к какой-либо операции, а являющихся общими для всех. Во-первых, не носить обувь на высоких каблуках; во-вторых, не надевать узкую одежду, затрудняющую движения; в-третьих, не находиться длительное время в неестественной позе или в позе, создающей напряжение на позвоночник или группу мышц; в четвертых, не находиться долго в наклонном положении.
Отметим, что у работающих в клининге (по данным анкетирования, проведенного компанией Vikan в Дании):
• затылок и плечи испытывают в 3 раза большую нагрузку, чем у обычных людей;
• спина на 62% больше подвержена нагрузкам;
• усилия, прилагаемые кистями и запястьями, в 3 раза больше, чем в других профессиях.
В результате количество пропущенных по болезни дней у уборщиков в 4 раза выше, чем в других профессиях. Ошибки, которые совершает клинер в процессе уборки и которые негативно влияют на его здоровье, поможет выявить таблица.
Для минимизирования отрицательного воздействия нагрузок на организм и их правильного распределения на группы мышц необходимо соблюдать следующие простые правила:
• Ширина рабочей зоны уборки зависит от вашего телосложения, в среднем она не должна превышать 120–150 см; таким образом, нагрузка на мышцы спины минимизируется.
• Во время работы со шваброй ведущей должна быть рука, держащая ручку снизу, рука сверху только легко захватывает рабочий инструмент.
• Работайте ритмично с равномерными движениями.
• Принцип движения – плавный, буквой S, лицо обращено вперед, хорошая осанка, смена рук по ходу работ
• Правильный захват ручки, регулирование длины.
• Избегайте однообразных движений.
• Работайте активно (шея, плечи, мышцы рук).
• Расслабьте мышцы во время работы еще до того, как они почувствуют усталость.
• Избегайте длительных повторяющихся движений в запястье и локтях.
• Избегайте повторяющегося растяжения мышц плеча.
• Во время работы чередуйте руки, периодически давая им отдых.
• Держите швабру то слева, то справа от себя.
• Во время работы держите спину прямо, плечи расслабленно.
• При возможности протирайте пыль сидя, это одновременно и небольшой перерыв, и вы увидите протираемую поверхность с точки зрения клиента.
• Используйте небольшую разминку мышц после тяжелой работы. Не забывайте об упражнениях в перерыве, используйте ручку швабры.
• Обратите внимание на обувь, в которой вы работаете: на форму стельки (особенно на пятку), удобную регулировку плотности, воздухопроницаемость материала, амортизацию подошвы, возможности чистки.
Рекомендуется 80% уборки выполнять с помощью специального инвентаря или моющих средств, они специально разработаны для решения конкретных клининговых задач, а значит, позволят быстрее и с наименьшими затратами убрать поверхности.
Наиболее распространенные недомогания клинеров и их причины
Симптом |
Причина |
Мышцы плечевого и грудного отделов напрягаются и болят |
Слишком длинная ручка рабочего инструмента |
Сутулость вперед дает нагрузку на мышцы поясницы и бедер |
Слишком короткая ручка рабочего инструмента |
Поясничный отдел чрезмерно напрягается, шейно-грудной отдел напряжен |
Уборка поверхностей без опоры |
Руки немеют |
Например, уборка пыли сверху при поднятых руках |
Боли в пояснице |
Неподходящая обувь |
Перенапряжение в запястьях и локтях |
Недостаток движения |
Нагрузка/перегрузка тела |
Работа с неудобной стороны, излишнее сжатие инструмента, неподходящий метод уборки |
Клининг и прогресс
Проблемы эргономики решаются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры. Простой, казалось бы, моп создается на основании расчетов оптимальной длины ручки в зависимости от роста работника, подвижности крепления полотна для удобства и разнообразия движений. При создании различного инвентаря исходят из того, что необходимо минимизировать такие движения, как наклоны, приседания, повороты корпуса, длительное поднятие рук и запрокидывание головы, сжимание кистей рук и изгиб запястий при работах, связанных с отжимом. Все это учитывается при создании новых мопов, телескопического инвентаря, тележек (особенно в части отжимов и колес), контейнеров и мешков для мусора (в части удобства ручек для захвата и подъема тяжестей), инвентаря для мойки стекол (чтобы по возможности менять руки в процессе работы). Что касается разработки новых моделей уборочных машин, то здесь в первую очередь стремятся к снижению вибрации, уровня шума. Панели управления должны удобно располагаться и не требовать наклонов. Толкаемые машины не должны требовать больших усилий для их передвижения.
Поскольку эргономика – это научное изучение условий труда и в ее задачи входит следить за тем, чтобы рабочие места, методы работы, используемый инвентарь гармонично сочетались с анатомией человека, дальновидные руководители КК давно включили ее в свои программы для менеджмента.
В конечном счете эргономика – это оптимизация затрат и экономия в работе клининговых компаний.
При подготовке данной статьи частично использовалась информация из учебного пособия "L’ergonomie dans le nettoyage", автор Eric Decabooter, kinesitherapeute – ergonome (кинезитерапевт – специалист по эргономике).
Ирина Лебедева, журнал «Клининг» № 1 (32)
КОММЕНТАРИИ
Алла Николаевна .
Уважаемые коллеги! Обратите внимание на то. что в статье есть рекомендации как минимизировать отрицательный эффект нагрузок с помощью конкретных простых правил пользования инвентарем. Причем эти правила применимы не только к дорогому инвентарю. Что касается затыкания дырок...есть объекты на которых люди работают годами. Причем остаются работать даже при смене заказчиком клининга.
D.A .
Бардак на рынке с приходом кризиса и ужесточением миграционного законодательства в обозримой перспективе никуда не денется. Сейчас большинство клининговых компаний занимается затыканием дырок в штатном расписании, а не клинингом.
Ирина Лебедева .
Очень узкий подход к проблеме. Даже если вы не оплачиваете больничный, нужно либо ставить замену, либо увеличивать объём работ другому сотруднику, что неизбежно отразится на качестве и производительности. Работник с больной спиной, плечевыми суставами или ногами будет работать медленнее, значит, надо ставить больше людей или искать новых, которых нужно обучать, а это потеря времени и опять же денег. Пока хватит, хотя есть и другие аспекты. Экономия - это не арифметика начальной школы.
И ещё: мы пишем об эргономике, а не о том бардаке, который пока царит на нашем рынке. Всё равно придётся приходить к цивизованным способам работы. А для оплаты существует страховка, которая пока не действует, но будет вынуждена действовать.
Добавить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи